Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей
Цепенко Наталья Владимировна МБОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района, Алтайского края учитель физики
Процесс внедрения новых образовательных стандартов требует от педагогов совершенствования форм, методов и технологий обучения. Считаю, что одной из наиболее продуктивных, в старшем звене, является технология проблемно-поискового обучения с элементами исследовательской деятельности учащихся. (Слайд 1) Однако, и ее значимость в силу ряда существующих проблем, можно поставить под вопрос. Актуальность моего опыта обусловлена следующими причинами: - большой поток информации – трудно чем-то удивить школьников; - слабая материально-техническая оснащенность учебных кабинетов; - невозможность проведения ряда экспериментов в рамках школьной лаборатории. (Слайд 2) Проанализировав все факты, я пыталась найти способ разрешения сложившейся ситуации. Опыт моей работы в этом направлении позволяет выделить один из оптимальных приемов реализации главной идеи образовательного процесса (Слайд 3), который является новым шагом в деятельности, как учащихся, так и педагога. Речь идет о применении проблемно - поискового метода с использованием интерактивных компьютерных моделей физических процессов или физических устройств на различных этапах урока (Слайд 4). Компьютерные модели — это программные продукты, реализующие представление о физических явлениях с целью упрощения процесса изучения. (Слайд 5) Несмотря на разнообразие классификаций это одно из инновационных средств организации исследовательской деятельности учащихся. Апробировав, с учетом использования рекомендаций программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 классы в своей практике применяю следующие виды заданий: 1) компьютерные эксперименты (если возможно проведение реального опыта по теме, формирую группы с целью анализа, сравнения и корректировки полученных результатов при двух подходах: виртуальном и реальном) 2) экспериментальные задачи - это отдельная область нашей науки, в которой ученики испытывают затруднения, как в понимании исходных данных, так и в нахождении способов решения. Использование КМ позволяет избежать сложности обработки результатов, что повышает интерес учащихся. 3) расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой; При разработке таких заданий опираюсь на желание ученика в осуществлении проверки знаний компьютером. 4) творческие задания (в данной категории достаточно хорошо зарекомендовали себя модели с построением графиков изменяющихся величин, позволяющие реализовывать в полном объеме принцип вариативности современного образования); 5) исследовательские задания (чаще всего ученики работают в парах, учитывая большой диапазон изменения параметров модели, каждый вовлечен в работу). Приведу пример плана выполнения исследовательского задания по теме «Фотоэффект» с использованием КМ (Слайд 6-7). Необходимо отметить, что при проведении таких уроков ретранслирующая функция учителя преобразуется в направляюще-консультирующую. В ходе проведения таких уроков решаются следующие задачи: - развитие познавательной активности и аналитического мышления; - формирование навыков работы с компьютером и самостоятельного исследования; - повышение интереса к изучаемому предмету; - развитие критичности мышления. (Слайд 8) Положительными моментами работы в данном направлении являются: • гибкая траектория обучения; • моделирование экспериментов, задач; • один и тот же процесс можно наблюдать несколько раз (сравнивая, анализируя, делая выводы); • рациональное использование времени на уроке; • высокая активность учащихся; • возможность построения «субъект – субъектных» отношений; • дифференциация обучения (Слайд 9). В своей практике использую программы: 1. 1 С: Школа «Библиотека наглядных пособий»; 2. Программу Физикон — «Открытая физика», физика 7-11 класс; 3. «Кирилл и Мефодий» — «Библиотека электронных наглядных пособий», физика 7-11. А также дополнительную полезную информацию нахожу в Интернете на сайтах, которые представлены вашему вниманию (Слайд10). В работе руководствуюсь следующими правилами (Слайд 11).
|